«Глоссарий по муниципальному праву»
Понятие муниципального права
|
Отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенные общественные отношения в области местного самоуправления.
|
Муниципальное право как наука
|
Совокупность знаний, разработок, исследований, опыт международного права в области местного самоуправления.
|
Предмет муниципального права
|
Общественные отношения, которые возникают в той сфере жизни общества, которая в Конституции РФ получила название "Местное самоуправление".
- отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;
- договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;
- отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;
- отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;
- отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;
- отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;
- отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц;
- практика деятельности муниципальных органов.
|
Европейская Хартия местного самоуправления
|
Разработка велась с 1968 года. Открыта для подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в сентябре 1988 года. К началу 1996 года Хартию подписали 25 государств. Россия подписала Хартию в начале 1996 года и ратифицировала ее в 1998 году.
Юридическая природа Хартии касается формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб их правомочности.
Структура:
1. Преамбула.
2. 3 части.
3. 18 статей.
В Преамбуле сформулированы цели и основополагающие идеи, в соответствии с которыми разработана Хартия.
В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и объеме, предусмотренного ст. 12.
Часть 1 Хартии: «Конституционные и законодательные основы местного самоуправления» (принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: понятие, сфера, объем полномочий, финансовая основа, правовая защита).
Часть 2 включает «Особые положения» (ст. 12-14). Ст. 12 закрепляет обязательства сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии.
Часть 3 касается вопросов процедурного характера, связанных с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии.
|
Местное самоуправление
|
Признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, непосредственно или через ОМС, вопросов местного значения.
|
Муниципально-правовые отношения
|
Это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.
|
Признаки отношений в области местного самоуправления
|
1. Эти отношения имеют локально-территориальный характер.
2. Носят комплексный характер – касаются различных отраслей права.
|
Субъект муниципального самоуправления
|
По российскому законодательству:
1. собственно население муниципального образования.
2. выборные и иные органы местного самоуправления.
3. выборные и иные должностные лица местного самоуправления.
|
Субъекты муниципальных правовых отношений
|
Участники отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления и урегулированных нормами муниципального права, т.е. кроме перечисленных субъектов местного самоуправления сюда добавляются собрание, сход граждан; депутаты представительных ОМС; ТОСы; ассоциации и союзы; госорганы и их должностные лица; общественные объединения и движения; различные юридические и физические лица.
|
Устав муниципального образования
|
1. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке.
2. Порядок разработки, принятия и регистрации устанавливается в соответствии с ФЗ № 131 и разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.
3. Целесообразно создание для разработки Устава специальной рабочей комиссии.
4. Целесообразна согласованность действий с государственными органами при разработке Устава.
5. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
6. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
|
Содержание Устава муниципального образования (ст. 44 ФЗ № 131)
|
1. Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Все основные положения трактуются в той логической последовательности, как она указана в ФЗ № 131.
|
Признаки местного самоуправления
|
Местное самоуправление это:
1. самоорганизация или организация деятельности граждан РФ;
2. в городских, сельских поселениях и на других территориях;
3. для самостоятельного решения вопросов местного значения;
4. либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления;
5. под свою собственную ответственность;
6. на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ, а также уставов муниципальных образований;
7. достаточной материальной и финансовой базы;
8. исходя из интересов населения;
9. его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и традиций.
|
Основные принципы местного самоуправления
|
1. Неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на осуществление местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ).
2. Выборность муниципальных органов и главы муниципального образования.
3. Полновластие органов местного самоуправления в пределах установленной для них законом компетенции.
4. Подконтрольность и подотчетность всех сторон деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления населению.
5. Законность в организации и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц, ответственность за свои действия и решения в установленном законом порядке.
6. Подконтрольность представительным органам местного самоуправления деятельности всех других муниципальных органов.
7. Приоритет правовых актов представительных органов над актами всех других муниципальных органов и должностных лиц.
8. Экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления.
9. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления установленным законом для него полномочиям.
10.Принцип гласности, публичности в организации и функционировании органов местного самоуправления.
11.Учет в деятельности органов местного самоуправления интересов населения, общефедеральных и региональных интересов.
12.Принцип государственной поддержки местного самоуправления.
13.Конструктивное сотрудничество и взаимодействие муниципальных органов и должностных лиц с политическими партиями, общественными организациями и движениями, действующих на территории муниципального образования.
|
Муниципальное образование
|
городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
|
Характерные признаки муниципального образования
|
1. Наличие территории городского или сельского типа;
2. Наличие на этой территории компактно проживающего населения, объединенного общими интересами;
3. Факт прямого волеизъявления населения данной территории на создание муниципального образования, а также его санкционирование соответствующими государственными органами субъекта РФ;
4. Осуществление в данных территориальных пределах местного самоуправления;
5. Наличие на данной территории муниципальной собственности;
6. Наличие местного бюджета;
7. Наличие выборных органов местного самоуправления.
|
Территориальные основы МСУ
|
Представляют собой совокупность норм, регулирующих особенности территориального устройства муниципального образования, определяющих состав земель МО, его границы и порядок их установления и изменения.
Элементы территориальных основ МСУ:
1. территориальное устройство МО;
2. состав земель МО;
3. границы МО.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
|
Правовые основы МСУ в РФ
|
МС осуществляется на основе Конституции РФ,
ФЗ № 131, другими ФЗ, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, а также уставами МО.
Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ 131.
ФЗ, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 131, ограничивать гарантированные ими права МСУ.
|
Народная правотворческая инициатива
|
- Возможность население на создание проектов правовых актов по вопросам местного значения. Данный проект направляется в представительный орган МСУ, где рассматривается в открытом заседании в присутствии инициаторов. Это подлежит обязательному опубликованию.
- При этом применяются положения о местном референдуме.
- Такая возможность и порядок обращения фиксируется в уставе МО.
|
Территориальное общественное самоуправление
|
Самоорганизация граждан по месту их проживания для решения вопросов местного значения, но на ограниченной территории.
Контролируется в лице исполнительных органов МСУ.
ТОС могут иметь иногда статус юридического лица (с разрешения органов МСУ).
|
Органы местного самоуправления
|
Это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти:
1. выборные органы МСУ, образуемые в соответствии с ФЗ № 131, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований;
2. иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
К органам местного самоуправления не относятся:
- органы общественного территориального самоуправления населения;
- органы общественных объединений, действующие на территории муниципального образования;
- органы государственной власти РФ или соответствующих субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования;
- главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления.
|
Полномочия представительного органа МО (ст. 35 ФЗ № 131)
|
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
|
Должностные лица местного самоуправления
|
Должностное лицо – выборное либо работающее по контракту лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.
Выборное должностное лицо – должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно Уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
|
Глава муниципального образования
|
является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.
|
Юридическая природа правовых актов органов и должностных лиц МСУ
|
1. Носят локальный характер, т.е. юридическая сила не выходит за рамки МО, а содержание затрагивает только вопросы местного значения.
2. Носят подзаконный характер, т.е. должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ, ФЗ, конституциям, уставам и законам соответствующих субъектов РФ.
3. Являются правовыми, т.е. обладают характером общеобязательности на территории МО.
|
Вопросы местного значения
|
Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом МО в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ № 131, законами субъектов РФ и решаемые непосредственно органами МСУ.
|
Полномочия МС
|
1. Предметы ведения местного самоуправления.
2. Круг юридических прав и обязанностей, который закреплен за органами местного самоуправления законом.
|
Финансово-экономические основы МСУ
|
Совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения МО.
Их составляют:
- муниципальная собственность;
- местные бюджеты и иные финансовые ресурсы МСУ;
- имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам МСУ;
- иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения МО.
|
Гарантии местного самоуправления
|
Условия экономического, политического, социального, духовного характера, а также совокупность правовых средств, которые позволяют обеспечить права МСУ, его нормальное построение и эффективное функционирование.
Выделяют:
1. общие гарантии – экономические, политические, социальные, духовные и пр.;
2. специальные гарантии – правовые средства, обеспечивающие нормальное строительство и функционирование МСУ.
|
Государственный контроль за деятельностью ОМС и должностных лиц
|
Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий